ЧТО: Экологическая образовательно-оздоровительная смена для детей. ГДЕ: Школьный лагерь «Солнышко», МОУ НОШ №17, г. Пятигорска. КОГДА: с 3 июня по 27 июня 2008г.
«ЗЕЛЁНАЯ ОДИССЕЯ
-2008» ЧТО: Экологическая
образовательно-оздоровительная смена
для детей. ГДЕ: Школьный лагерь
«Солнышко», МОУ НОШ №17, г.
Пятигорска. КОГДА: с 3 июня по 27 июня
2008г. Объяснительная записка. Обоснование проблемы. Экология—наука о
взаимоотношениях живых организмов друг
с другом и с окружающей средой. Экология—это
не просто наука, это новое мировоззрение.
Человек—не главное действующее лицо,
а особая, разумная, но всё же только
часть природы. Необходимо помочь детям
осознать реальное положение человека,
как биологического вида, существующего
на нашей планете наравне с другими, не
менее значимыми. Люди должны соблюдать
законы природы и изменить своё
потребительское отношение к ней на
признание её самоценности. Охранять
природу необходимо не потому, что она
«наше богатство», а потому, что
она самоценна, человек не может
существовать без природного окружения,
а вот природа без человека - может. Вот
почему нужно формировать у детей
систематические экологические знания.
Таким образом, конкретно формулируются
цели экологического воспитания: Основные цели: комплексное
оздоровление и приобщение к здоровому
образу жизни;
знакомство с красотой
и богатством мира природы, ознакомление
с азами экологии;
развитие представлений
об окружающем мире и человеке, расширение
кругозора;
развитие и формирование
экологической, психологической культуры;
приобщение к культурным
ценностям своего народа и других
народов;
приобретение опыта
взаимодействия человека с природой; обучение простейшим
методам взаимодействия с природой; Общая концепция:
Экологическая смена
«Зеленая Одиссея «Солнышко» -
2008» была построена в виде игры-путешествия.
Все участники смены выступали в роли
знатоков природы различных возрастных
групп, которые собрались вместе для
участия в объединенной экспедиции.
Главная цель экспедиции состояла в том,
чтобы открыть для себя новые миры,
научиться видеть, ценить и сохранять
добро, дружбу, красоту. Каждый день смены
переносил участников в новое путешествие
и таил в себе приключения и испытания,
в ходе которых участники могли проявить
себя, попробовать свои силы в новых
неизвестных делах, приобрести новые
знания и опыт, найти новых друзей.
Экологическое образование:
(на основе
национально-регионального компонента)
«Изучаем
водные пространства эко-систем»
(р.Подкумок и
искусственное водохранилище
Новопятигорское);
«Экоигротека» (игровая экология);
«Лесной массив Машука и Бештау»
(лесная экология);
Психологическое
образование:
«Школа
общения с природой»
Арт-терапия.
Краеведение:
«Лермонтовский
Пятигорск» - посещение домика –
музея М.Ю.Лермонтова, место дуэли,
первичное захоронение.
«Курортный
сезон» ― посещение выставки в
Краеведческом музее, посвящённой
лечебным здравницам Пятигорска. Склоны
горы Машук.
«Красота
природы в картинах художников Кавказа»
- посещение выставки в домике Алябьева.
Особенности организации
экологической образовательно-оздоровительной
смены. Основной формой организации
является коллективная деятельность, в
которой имеют место и прямое обучающее
воздействие, и организация познавательной
поисковой деятельности, и самостоятельные
игры детей по выбору или предложению
взрослого. Поскольку игра – ведущая
деятельность младшего школьника, то
рекомендуется использовать разнообразные
игры: дидактические, сюжетно-ролевые,
развивающие, подвижные, игры-драматизации.
Это будет являться залогом эффективного
и прочного усвоения знаний и навыков.
Не последнее значение имеет мастерство
воспитателя “подать” игру, чтобы
направить инициативу детей в их творческую
активность. Для этого следует соблюдать
несколько правил:
не заставлять играть
ребенка, а создавать условия для
возникновения интереса,
не сдерживать
двигательную активность детей,
хвалить ребенка за
успехи,
не давать отрицательных
оценок ошибкам детей.
Особенности структуры
и содержания работы в оздоровительно-школьном
лагере.
Цель работы: осознание
ребенком неразрывного единства мира
природы и человека, постижение
причинно-следственных связей в окружающем
мире, формирование первоначальных
понятий о путях созидания своего
здоровья, формирование начала
экологического мировоззрения и культуры.
Гармоничное развитие личности ребенка
в целом и экологическое воспитание
школьника в частности опирается на
систему знаний. Эта система включает в
себя элементарные знания о биосфере,
ноосфере, сущности вещей и явлений
(живая природа – растения, животные,
человек и неживая природа), об экологическом
пространстве, здоровье, жизни, смерти,
движении – основных началах природоведения.
Особое значение в этой системе занимают
знания о человеке, как части природы,
как самого разумного существа, от
которого в значительной степени зависит
ее сохранение. Чтобы знания перешли
в потребностно-мотивационную сферу
личности ребенка, необходимо сделать
приобретение этих знаний эмоционально
окрашенными радостью от встречи с
природой, чувством сопричастности,
единения с ней, эмпатией, любовью к
родной земле, стремлением глубже познать
природу, чувством ответственности перед
ней. Экологические знания и навыки
дети получают не только на специально
организованных занятиях по ознакомлению
с окружающим, но и во время прогулок,
экскурсий, чтения книг, изобразительных
и музыкальных занятий и др. Работа с
детьми проводится ежедневно по 0,5 часа.
Материал скомпонован по 4 тематическим
разделам, каждый из которых имеет своё
целеполагание и содержание. Содержание
разработано таким образом, что одновременно
представляет систему сведений и подходов,
которые должен усвоить младший школьник,
и является доступным по форме рассказом,
который можно просто прочесть детям. В
конце каждой части выделены основные
принципы, на основе которых закладывается
экологическое сознание.
Часть 1. "Мир вокруг
нас".
Цель: формирование
системы представлений об окружающем
мире. Задачи:
Расширять и углублять
знания детей об отдельных явлениях и
объектах окружающей среды, формировать
умение воспринимать окружающий мир
как гармоничное целое.
Учить классифицировать
объекты окружающего мира по различным
признакам (происхождению, отношению к
определённому классу или виду, сенсорным
характеристикам и т.д.). Формировать у
детей диалектический и системный способ
мышления, развивать воображение.
Формировать у детей
осознанно-правильное отношение к
объектам и явлениям природы, эмоциональный
отклик, радость от общения с природой.
Воспитывать интерес и стремление к
созидательному познанию окружающего
мира.
Главный принцип жизни
человека в гармонии с природой: "Не
навреди". Познавая, не разрушай. Не
бери у природы больше, чем тебе необходимо. Часть 2. "Живая
природа". Цель: формирование
осознание ребёнком себя человеком, как
части природного мира. Задачи:
Развивать интерес
к физической стороне бытия объектов
живой природы, формировать у детей
представления о том, что животные и
растения живут не
изолированно, а в
сообществах (лес, луг, водоем и т.д.);
представления о целостности и уникальности
каждого сообщества, о разнообразии
животных и растений на Земле.
Формировать
представления о сходстве и различии
общевитальных (дыхание, движение, рост,
питание, размножение) и анатомических
(структурных) признаков, условий
жизнедеятельности и развития объектов
живой природы (людей, животных, растений).
Учить находить общие закономерности
построения и развития организмов.
Формировать
элементарные представления о строении
и функциях органов и систем организма
человека; формировать понимание
зависимости здоровья человека от
состояния окружающей среды.
Воспитывать стремление
к здоровому образу жизни в гармонии с
природой.
Знания, в том числе и о
природе, нужны нам для того, чтобы не
только ей не мешать, но и уметь оберегать
и поддерживать. Никто не имеет права
самовольно прерывать жизнь другого. Часть 3. "Неживая
природа".
Цель: систематизация
и углубление представлений детей о
явлениях и объектах неживой природы
как факторах экологического
благополучия. Задачи:
Учить детей
ориентироваться в мире физических
явлений.
Систематизировать
знания детей о таких явлениях и объектах
как свет, воздух, вода, почва, температура.
Формировать основы понимания необходимости
бережного отношения к компонентам
неживой природы.
Формировать
представления о взаимосвязях живой и
неживой природы, показать зависимость
состояния живых организмов в частности
и экологического благополучия на
планете в целом от наличия и качества
этих явлений и объектов.
Развивать способность
эстетической оценки окружающей природы.
Помни: в природе всё
взаимосвязано. Если "теряет" неживая
природа, то страдают растения, животные
и люди. Навредить легко, исправить
трудно!
Часть 4. "Планета –
наш дом. Мы - хозяева в нём".
Цель: обобщение знаний
природоведческого и природоохранного
характера, формирование основ планетарного
экологического сознания.
Задачи:
Обобщить и
систематизировать представления детей
природоведческого и природоохранного
характера.
Упражнять в поиске
и формулировке элементарных причинно
– следственных связей между явлениями
окружающей природы.
Упражнять в
прогнозировании глобальных изменений
в окружающем мире, учить искать наиболее
рациональные способы решения экологических
проблем.
Закреплять и обобщать
правила экологически грамотного и
безопасного для здоровья человека
поведения в природе и в быту.
Формировать понимание
ответственности человека за сохранение
природы.
На Земле живёт много
людей. Они все разные по национальности,
цвету кожи, интересам и привычкам. Но у
всех одна забота – сохранить нашу
планету для дальнейшей жизни.
Кружки и секции
дополнительного образования:
Кружок творчества
«Своими руками» (изделия из
природного материала и аппликация,
рисунки, плакаты);
кружки художественного
творчества «Юные таланты» (студия
танца «Капелька»);
кружок природоведческого
направления «Юный эколог»;
спортивные игры и
эстафеты;
Кроме того, образовательная
программа предусматривает для ребят
оздоровительно-водные мероприятия в
бассейне, фитотерапию, занятия ЛФК в
Студенческой поликлинике. А также, пешие
и велосипедные прогулки, однодневные
походы, в том числе краеведческие и
экологические. Общие мероприятия:
игры-знакомства
«Назовись», «Имя в центре»,
«Билетики», «Экипаж», «Тёзки
– в круг», «Ручеёк», где участники
могут не только познакомиться друг с
другом, но и сплотиться в единый
коллектив;
«Планета талантов»
― конкурсы искусств, где можно попробовать
свои силы в рисовании, пении, лепке,
дизайне одежды, причесок;
«Планета ZOO» ―
экологические эстафеты;
«Планета КИНО»
― посещение видео салона и обсуждение
предлагаемых тем;
«Зеленая планета»
― игра-путешествие по горе Машук, во
время которой можно было принять участие
в конкурсах поделок из природного
материала;
ЛФК , бассейн, «Ёжик
в тумане» ―3-х разовое посещение
лечебно-оздоровительного центра при
Студенческой поликлинике и ингалятория.
Костюмированный
праздник цветов «Танцуй и пой, Зелёная
планета!»
игра-путешествие
«По лесным тропам»;
Фестиваль национальных
культур и ремесел Кавказа;
игры на местности
«Зеленые двери Машука» и «Тайны
леса»;
Дополнительные программы
деятельности, реализуемые в профильной
смене: Программа курса «Экология
для младших школьников» Пояснительная
записка Курс «Экология
для младших школьников» разработан
как дополнение к курсу «Мир вокруг
нас» (или «Природоведение»)в
начальной школе. Он призван решать
следующие задачи:
1)расширение экологических
представлений младших школьников,
формируемых в основном курсе, их
конкретизация ,иллюстрирование
значительным числом ярких, доступных
примеров;
2)углубление теоретических
знании учащихся в области экологии
,формирование ряда основополагающих
экологических понятий ,составляющих
адекватный возрастным возможностям
младших школьников «первичный
срез»экологии как науки;
3)обеспечение более
широкой и разнообразной ,чем это возможно
в рамках основного курса ,практической
деятельности учащихся по изучению и
охране окружающей среды». В целом
курс позволит полнее реализовать
воспитательный и развивающий потенциал
образовательного компонента.
«Окружающий мир»,
обеспечит более надежные основы
экологической ответственности младших
школьников.
Курс «Экология для
младших школьников» рассчитан на 34
занятия(1 ч в неделю).
Программа
(34ч) 1.Выясняем, что такое
экология (2ч). Организм и окружающая
среда. Экология наука о связях между
живыми существами и окружающей их
средой, между человеком и природой.
Простейшая классификация экологических
связей; связи между неживой и живой
природой; связи внутри живой природы(между
растениями и животными ,между различными
животными); связи между природой и
человеком. Разъяснение сущности и
значения экологии на основе анализа
примера; последствия химической борьбы
с малярийными комарами на основе
Калимантан (с помощью ядохимиката
ДДТ уничтожили малярийных комаров.
Однако яд, передаваясь по пищевой цепочке
«тараканы-ящерицы-кошки»,вызвал
гибель кошек ,что привело к появлению
множества крыс .Для восстановления
равновесия пришлось завозить на остров
кошек.) 2.Учимся распознавать
растения и животных ближайшего природного
окружения(3ч). Экскурсии и практические
работы по распознаванию встречающихся
в данной местности растений и животных
(деревьев ,кустарников ,травянистых
растений ,насекомых ,птиц ,зверей ,других
животных).Использование с этой целью
атласа-определителя”От земли до неба”.
Выявления наиболее характерных
отличительных признаков схожих видов,
Объяснение происхождения названий
некоторых видов с целью их лучшего
запоминания .Упражнения ( в том числе
игрового характера ), закрепляющие
знание названии рассмотренных растений
и животных . 3. Знакомимся с живыми
существами , которым угрожает исчезновение
(1ч) Представители редких
организмов (грибов , растений ,животных)
: гриб-баран ,подснежник альпийский ,
меч- трава, земляничное дерево,
бабочка-аполлон ,утка-мандаринка ,снежный
барс.Особенности их внешнего вида ,
распространение, поведения и тд. Причины
сокращения численности этих живых
существ, необходимые меры их охраны.
(Перечень рассматриваемых видов может
быть изменен учителем по его усмотрению.) 4. Изучаем способы охраны
природы (2ч). Охраняемые природные
территории: заповедники, заказники,
микрозаказники, национальные парки.
Памятники природы. Ботанические сады
и зоопарки как место сохранения и
размножения редких видов растений и
животных. Питомники редких видов.
Мысленное путешествие по заповедникам
нашей страны и мира (знакомство с3-4)
конкретными заповедниками по выбору
учителя и учащихся). 5. Выясняем роль неживой
природы в жизни живого (3ч). Солнце как источник
тепла и света для живых существ.
Теплолюбивые и холодостойкие растения.
Приспособления животных к сезонным
изменениям температуры . Светолюбивые
и теневыносливые растения . Роль света
в жизни животных. Воздух и жизнь. Роль
ветра в жизни растений и животных. Вода
и жизнь. Растения влаголюбивые и
засухоустойчивые. Приспособления
животных к жизни в условиях недостатка
влаги. 6. Открываем жизнь в
почве (1ч). Разнообразие живых
обитателей почвы: растения, животные,
грибы, микроорганизмы. Дождевые черви и кроты
– типичные животные почвы. Особенности
их строения и образа жизни, роль в
поддержании почвенного плодородия. 7.Пополняем наши знания
о разнообразии живой природы (4ч). Многообразие растений:
знакомство с интересными представителями
изученных на уроках групп растений
(водоросли, мхи, папоротники, хвойные,
цветковые), а также с хвощами и плаунами.
Многообразие животных: черви, моллюски,
ракообразные (речной рак, краб, мокрица),
паукообразные (пауки, сенокосцы,
скорпионы). (Перечень групп и объектов
может быть изменен учителем.) Грибы и
лишайники как особые группы живых
существ; разнообразие грибов и лишайников. 8. Изучаем экологические
связи в живой природе (4ч). Экологические связи в
живой природе на примере дубового леса
(« Дуб и все вокруг него»). Понятия
« прямые связи», «косвенные
связи». Сеть питания или пищевая
сеть( рассматриваем на примере дубового
леса и других примерах по усмотрению
учителя ). Экологическая пирамида
( строится на основе конкретных
представлений о жизни дубового леса:
желуди дуба –лесные мыши- сова). Значение знаний о
пищевой сети и экологической пирамиде
для охраны природы. Защитные приспособления
у растений и животных как проявление
тесной связи организмов с окружающей
их средой (острые шипы шиповника, жгучие
волоски крапивы, горький вкус полыни; защитная слизь
слизня, раковина улитки, сходство мух
– осовидок и ос, иглы ежа, панцирь
черепахи и другие примеры по выбору
учителя). 9. Знакомимся с охраняемыми
растениями и животными (5ч). Охраняемые растения :
эдельвейс, водяной орех, сон – трава,
кувшинка белая, купальница европейская,
ландыш, колокольчики и др. Особенности
их внешнего строения и распространения,
легенды и сказания, связанные с некоторыми
из этих растений . Лекарственные растения
(например, валериана, плаун, пижма,
подорожник, тысячелистник, пастушья
сумка, птичья гречишка), их важнейшие
свойства, правила сбора. Охрана
лекарственных растений. Охраняемые животные:
бабочка «мертвая голова», жук –
красотел, орел – беркут, фламинго, морж,
тигр и др. Особенности их внешнего вида,
распространения, поведения. Причины
сокращения численности этих животных
и меры их охраны.(Перечень рассматриваемых
видов может быть изменен учителем по
его усмотрению.) История спасения бобра,
соболя, стерха – примеры активных
действий человека по охране животного
мира . Мысленное путешествие
по ботаническим садам и зоопаркам
(знакомство с 3-4 конкретными ботаническими
садами и зоопарками нашей страны и мира
по выбору учителя и учащихся). 10.Мастерим домики для
птиц (1ч). Практическая работа
по изготовлению искусственных гнездовий
для птиц. 11.Учимся передавать
свои знания другим ребятам(3ч). Изготовление школьниками
условных знаков к правилам поведения
в природе экологических памяток для
своих младших товарищей и для взрослых. Подготовка и проведение
школьниками бесед, утренников, КВН
экологического содержания , адресованных
учащимся других классов или дошкольникам. Подготовка и проведение
школьниками экскурсий в природу с
учащимися других классов или дошкольниками. 12. Выявляем связь между
состоянием природы и здоровьем
человека(2ч). Влияние загрязнения
окружающей среды на здоровье человека
(на кожу, органы дыхания, пищеварения
и тд). Пути попадания вредных
веществ в организм человека ( с воздухом
, водой , пищей). Меры, направленные на
снижение вредного влияния загрязнения
на здоровья ( очистка воды бытовым
фильтром, использование овощей и фруктов,
выращенных без применения опасных
веществ, и тд). 13.Обсуждаем примеры
экологических катастроф (2ч). Загрязнение море нефтью
при аварии нефтеналивного танкера как
пример экологической катастрофы. Влияние
нефти на обитателей моря и побережья.
Исключение загрязненного района из
использования как место отдыха людей.
Долговременные последствия аварии
нефтеналивного судна. Представление
о радиоактивном загрязнении среды (
авария на Чернобыльской АЭС). Экологические прогнозы,
их сущность, конкретные примеры, значения
для предупреждения отрицательного
воздействия человека на природу. Экологические знания
как основа деятельности людей по охране
природы. 14. Подводим итоги нашей
работы за год (1ч). Обобщение основных
теоретических знаний и подведение
итогов практической деятельности по
факультативному курсу. Курс «Планета загадок» Программа курса «Планета
загадок» Пояснительная записка Курс «Планета загадок»
разработан как дополнение к курсу «Мир
вокруг нас»(или «Природоведение»)
для начальной школы .Он вводит учащихся
в волнующий мир разгаданных и неразгаданных
тайн природы ,в мир поражающих воображение
фактов и интригующих гипотез. Отвечая
естественным для данного возраста
интересам детей, учитывая их любознательность
и эмоциональную отзывчивость, курс
обозначает перспективу жизни ,дарящей
романтику неизведанного, радость
познания, счастье открытий. Курс « Планета
загадок» является непосредственным
продолжением курса «Экология для
младших школьников»(3 класс). Поэтому
к числу основных задач данного курса
относятся дальнейшее обогащение
экологических предоставлений младших
школьников, их конкретизация,
иллюстрирование новыми яркими,
запоминающимися примерами. Программа
курса, охватывающая различные области
знания, предоставляет для этого большие
возможности. При этом полностью сохраняет
свое значение воспитательная направленность
проводимых занятий, связанная с развитием
у детей основ экологической ответственности
.Формирование образа Земли как уникального
природного дома человечества ,нуждающегося
в предельно бережном отношении каждого
жителя к своему ближайшему природному
окружению и к планете в целом,- важнейшая
задача этого курса .Тем самым предлагаемый
учебный материал позволяет обеспечить
новый ,более высокий уровень экологической
образованности и воспитанности учащихся
. К числу задач курса
относятся также: расширение кругозора
учащихся ,развитие их воображения и
эмоциональной сферы; укрепление интереса к
познанию окружающего мира ,к учебным
предметам естественно-научного цикла; последовательность
приобщение учащихся к детской
научно-художественной ,справочной,
энциклопедической литературе и развитие
навыков самостоятельной работы с ней. В целом преподавание
курса «Планета загадок»позволит
создать более благоприятные условия
для продолжения естественно-научного
образования в последующих классах. В содержании курса
интегрированы знания из различных
областей географии, геологии, биологии,
экологии. При этом необычное, загадочное,
удивительное дети находят как в далеких
«путешествиях»,так и в ближайшем
природном окружении .Привлечение
доступных палеонтологических и
исторических сведений позволяет
совершать также и своего рода путешествия
во времени :рисует картины жизни на
Земле на разных этапах ее развития, дает возможность проследить
многие драматические события, связанные
с теми или иными научными открытиями,
судьбами ученых. Программа рассчитана
на 34 занятия (1 ч в неделю).В ней выделено
8 тем ,а также введение и заключение
.Учитель вправе по своему усмотрению
перераспределять часы и заменять
отдельные вопросы программы другими
с учетом местных условий ,интересов
учащихся ,имеющихся учебных материалов
и оборудования. Как уже отмечалось,
организация работы с различного рода
детской познавательной литературой
должна быть постоянно в центре внимания
учителя. Не менее важно проведение на
занятиях практических работ, минимум
которых обозначен в программе. Это
рассматривание окаменелостей-остатков
ископаемых организмов, работа с готовыми
гербариями и коллекциями насекомых,
рассматривание образцов минералов и
горных пород, овощей, фруктов и их
муляжей, приготовление салатов и чая с
использованием овощей и дико растущих
трав. Предусмотрена также работа с
географическими картами. Это следует
делать не только при знакомстве с
историей географических открытий, но
и при изучении других вопросов курса
(история открытия удивительных растений
и животных, родина комнатных растений
и экзотических фруктов, области
распространения интересных насекомых
,животный мир океана и т.д). Помимо
имеющихся в школе настенных карт,
целесообразно использовать географические
атласы для младших школьников. Занятия в классе следует
по возможности дополнить экскурсиями.
Это могут быть экскурсии в природу ,в
ботанический сад и зоопарк ,в морской
аквариум и дельфинарий ,в музей
краеведческий, геологический
,палеонтологический, зоологический.
Поскольку условия для провидения таких
экскурсий имеются далеко не везде, они
не включены в основную сетку часов.
Рекомендуется их проведение во внеурочное
время по усмотрению учителя. Программа ( 34 ч ) Введение (1ч) Раскрытые и нераскрытые
загадки нашей планеты: обзор основных
тем курса .Романтика научного поиска,
радость путешествий и открытий. 1.Тайны за горизонтом
(4ч ). Географические открытия
в древности. Путешествие Марко Поло.
Открытие Америки .Экспедиция Д.Кука.
Покорение Северного и Южного полюса.
Открытия русских путешественников (А.
Никитин, Н. М. Пржевальский). Практические работы с
картой. 2.Жили-были динозавры…
и не только они( 5ч ). Движение материков.
Древние материки: Пангея, Лавразия,
Гондвана. Как изучают прошлое
Земли. Картины развития жизни на нашей
планете: жизнь в древнем море .выход
организмов на сушу ,леса каменноугольного
периода ,эпоха динозавров ,птицы и звери
прошлого. Практическая работа:
рассматривание окаменелостей. Рекомендуемые внеурочные
экскурсии: на геологическое обнажение
для поиска окаменелостей, в палеонтологический
или геологический музей. 3.Тайны камней(4ч). Разнообразие камней.
Кремень и его роль в жизни первобытного
человека. Алмаз, его применение в
ювелирном искусстве и техники ,знаменитые
бриллианты .Загадки янтаря и жемчуга
.Обыкновенное чудо-соль. Практически работы: рассматривание
образцов(кремень ,янтарь ,каменная соль
и тд). Рекомендуемые внеурочные
экскурсии: в геологический музей для
ознакомления с разнообразием горных
пород и минералов. 4.Загадки растений (5ч). История открытия
удивительных растений : виктории-регии
,раффлезии, сейшельской пальмы и др.Родина
комнатных растений .Экзотические фрукты
: ананас ,банан ,кокос ,финики и др.История
возделывания и замечательные свойства
обычных овощей и фруктов .Интересные
особенности и необычное применение
распространенных дикорастущих растений(
«дубовая каша»,салат из одуванчиков
,чай из иван-чая и тд). Практические работы:
рассматривание растений в гербариях
,рассматривание овощей ,фруктов и их
муляжей ,приготовление салатов и чая с
использованием овощей и дикорастущих
трав. Рекомендуемые внеурочные
экскурсии: в природу для знакомства с
местной флорой, в ботанический сад для
ознакомления с экзотическими растениями. 5.Утконос и компания
(3ч). История открытия
удивительных животных: утконоса
,комодского варана , латимерии и др.
Тайна озера Лох-Несс .Существует ли
снежный человек? Загадки обычных
животных(«эхолокатор» летучих
мышей ,способность голубя возвращаться
домой ,органы чувств кошки и тд). Рекомендуемые внеурочные
экскурсии :в зоопарк, зоологический
музей для ознакомления с экзотическими
животными. 6.Планета насекомых(4ч). Разнообразие и
многочисленность насекомых, их роль в
природе и жизни человека . Жуки
.Дровосек-титан - самый крупный жук
.Скарабей-священный жук древних египтян
.Бабочки . Совка-агриппа- самая крупная
бабочка. Охрана насекомых. Практические работы:
рассматривание насекомых в коллекции
. Рекомендуемые внеурочные
экскурсии: в краеведческий или
зоологический музей для ознакомления
с энтомологическими коллекциями. 7.Загадки под водой и
под землёй (6ч). Как изучают подводный
мир. Киты, дельфины, акулы. История
открытия гигантского кальмара. Морские цветы (актинии),
звёзды, ежи и другие живые «чудеса».
Жизнь в темных глубинах океана. Загадочный
мир пещер. Рекомендуемые внеурочные
экскурсии: в морской аквариум, дельфинарий,
зоологический музей для знакомства с
морской фауной. 8. Что такое НЛО? (1ч). Загадки НЛО : свидетельства
, сомнения, предположения. Заключение (1ч). Что мы узнали и чему
научились за год. ПРОГРАММА «КАНИКУЛЫ
СВЕТОФОРА» автор-разработчик
Ткаличева В.Е., методист ЦВР г. Зеленокумска Пояснительная записка Развитие сети дорог,
резкий рост количества транспорта
породил целый ряд проблем. Травматизм
на дорогах, особенно в летний период, –
это проблема, которая беспокоит людей
всех стран мира. Необходимо научить
ребенка правилам жизни во взрослом мире
– в мире спешащих людей и машин. Причем
надо отметить, что автомобили становятся
опасными для человека в силу его
недисциплинированности – как водителя,
так и пешехода. Но обучение детей ПДД
не должно заканчиваться с наступлением
летних каникул. В связи с этим возникла
необходимость разработки программы по
обучению детей правильному поведению
на улицах и дорогах во время летних
каникул. В данной программе
делается акцент на совершенствование
профилактической работы объединения
юных инспекторов движения, поиск новых
форм и методов обучения правилам
дорожного движения, формирование
грамотного участника и убежденного
пропагандиста правил дорожного движения
в летний период. Игровые технологии,
применяемые в программе, дают возможность
ребенку включиться в практическую
деятельность в условиях ситуаций,
направленных на воссоздание и усвоение
опыта безопасного поведения на дорогах
и улицах. Цель программы: охрана
жизни и здоровья юных граждан путем
предупреждения дорожно-транспортных
происшествий, подготовка
убежденно-организованных юных инспекторов
движения к агитационной, пропагандистской,
информационной деятельности безопасного
дорожного движения в период летних
каникул. Задачи:
организация
деятельности отрядов ЮИД в летний
период;
изучение сложившейся
системы пропаганды в области безопасного
дорожного движения;
поиск новых агитационных
форм агитации и пропаганды ПДД;
сотрудничество со
службами ГАИ – ГИБДД в практической
деятельности;
развитие и воспитание
значимых для данной деятельности
личностных качеств;
Образовательная
программа социально-педагогической
направленности "Каникулы светофора"
создает условия для социальной практики
ребенка, накопления им нравственного
и практического опыта. По итогам освоения
программы обучающиеся должны: знать:
- историю объединения
ЮИД, службы ГАИ-ГИБДД;
- историю Правил
дорожного движения;
- серии дорожных знаков
и их представителей;
- новые формы агитации
и пропаганды ПДД;
уметь:
работать с Правилами
дорожного движения, выделять нужную
информацию;
читать информацию
по дорожным знакам;
- оценить дорожную
ситуацию;
иметь навыки:
- дисциплины, осторожности,
умения предвидеть опасность на дороге;
- взаимной поддержки и
выручки во время проведения конкурсных
мероприятий.
Содержание программы
1. Введение в образовательную
программу. Теория. История детского
объединения юных инспекторов движения; цели и задачи объединения
ЮИД; ЮИД и ГАИ-ГИБДД – надежные друзья. Знакомство с положением
об отрядах ЮИД, районной программой. 2. История правил
дорожного движения. Теория. История и
развитие Правил дорожного движения.
Информация о первом светофоре,
автотранспорте – легковом, грузовом,
общественном, о велосипеде в России, на
Ставрополье, в городе Ставрополе, о
первых дорожных знаках, жезлах, разметке. Практика. Изготовление
макетов первого светофора, автомобиля,
знака. Оформление собранной информации
в дневнике отряда. 3. Изучение правил
дорожного движения. Правила дорожного
движения в России (Утвержденные
Постановлением Совета министров –
Правительства Российской Федерации от
23 октября 1993 года №1090 с изменениями и
дополнениями от 28 июня 2002 года № 472).
Общие положения. Обязанности пешеходов,
водителей, велосипедистов и пассажиров.
Проблемы безопасности движения, причины
дорожно-транспортных происшествий. Беседы с младшими
ребятами с использованием схем и
зарисовок о недопустимости перехода
проезжей части дороги в неустановленном
месте и перед приближающемся транспортом. 4. Дорожные знаки. Теория. Дорожные знаки
и их группы (предупреждающие, запрещающи предписывающие,
информационно - указательные, приоритета,
сервиса, дополнительной
информации). Значение отдельных дорожных
знаков. Установка дорожных знаков. Практика. Зарисовки
дорожных знаков. Занятие «Сами не
видят, а другим говорят». 5. Экскурсии. Практика. Оценка дорожной
ситуации на перекрестке, предвидение
скрытой опасности. Умение определять
скорость и направление движения машин,
умение выделить «образцовых»
водителей и водителей-«нарушителей». 6. Конкурсные встречи. Практика. Составление
сценарных планов мероприятия. Подбор
информации и составление дидактического
материала с использованием знания ПДД
и навыков работы с профильной литературой.
Езда по автоплощадке и по полосе
препятствий на велосипеде. Овладение навыками
вождения велосипеда, езда по указаниям
дорожных знаков. Рейд «Юный
велосипедист». Беседы, игры,
соревнования, зачетные занятия в
профильных отрядах лагеря. 7. Традиционно-массовые
мероприятия Практика. Подготовка
и оформление материала для включения
в сценарий традиционного районного
мероприятия. Встречи с сотрудниками
ГИБДД в отрядах. 8. Организация и
выступление агитотряда . Методическое обеспечение
образовательной программы. Содержание
программы строится по принципу
усложнения: сначала дается общее
значение правил дорожного движения,
второй этап - умение применить правила
дорожного движения в повседневной
жизни, вести пропаганду и агитацию
правил, умение разобрать сложную
дорожно-транспортную ситуацию и найти
правильное решение. При организации
образовательного процесса используются
игровая технология и технология
развивающего обучения с направленностью
на развитие творческих качеств личности.
Реализация игровых приемов и ситуаций
происходит практически на каждом
занятии. В систему игр входят такие
группы как: обучающие, познавательные,
воспитательные, развивающие,
профориентационные и психологические.
Участие в них является подготовкой
для агитационной и пропагандистской
работы. Деятельность отряда ЮИД строится
по методике коллективной творческой
деятельности (КТД). Занятия проводятся в
специально оснащенном кабинете,
укомплектованном ме