Обращение к
преподавателю нового предмета «Основы
православной культуры».
Мы, наверное,
не ошибемся, если скажем о чувствах,
которые
испытывает преподаватель перед тем,
как начать разговор по предмету, которого
не было в школьном преподавании очень
давно. О чувстве волнения мы, пожалуй,
говорить не будем – это естественно. А
скажем об ответственности, во-первых,
а во-вторых, о значимости нашего нового
предмета не только для понимания
отечественной культуры, но и для
укрепления духовного здоровья детей.
Экспериментальный
курс, на который отведены важные школьные
часы, очень небольшой – всего 34 часа.
Это значит, разумеется, что роль каждого
слова, выбранного метода, способа
введения информации очень велика. Уроки
по основам православной культуры связаны
не только с усвоением информации,
овладением универсальными учебными
действиями, но и вхождением в пространство
отечественной традиции, понимания
возможности с ее помощью гармонизации
души современного человека. Авторы
этого пособия много лет преподают в
школе гуманитарные предметы и с полной
ответственностью могут сказать, что
преподавание литературы, истории, МХК,
музыки ИЗО и других школьных предметов
невозможно без знания основ традиционной
отечественной культуры.
Святейший
патриарх Кирилл, справедливо утверждает,
что кризис социальный имеет под собой
духовную основу. Новый предмет и должен
способствовать возникновению интереса
к своему внутреннему миру. Сегодня, как,
может быть, никогда, необходимо умение
человека строго и тщательно анализировать
собственные поступки и осуществлять
правильный выбор. В новом предмете как
раз и акцентировано внимание на постоянном
возрастающем осознании собственного
поведения: от взаимоотношения с людьми
до отношения к политике, государству и
т.д. Новый предмет призван обеспечить
развитие у учащихся толерантной
рефлексии.
Учитель, ведущий
новый предмет, должен понимать как свою
главную задачу введение в тезаурус
учащихся представлений, связанных с
основными отечественными традициями.
Тексты учебного пособия, созданные
отцом Андреем Кураевым, по своему
содержанию и духу толерантны, написаны
с любовью по отношению к потенциальному
читателю-ребенку и направлены прежде
всего на внимание к окружающему миру и
к себе. Ценности православия представлены
как некое возможное мерило для понимания
себя и окружающих людей. Учитель не
призывается к воцерковлению учащихся:
это дело семьи и личное дело каждого
человека. Но знание основных православных
ценностей поможет и сегодня быть более
толерантным и творчески активным
человеком.
Каждый урок
курса состоит из следующих составляющих:
во-первых, указаны цели занятия, дана
мотивационная составляющая и цепочка
исследовательских действий, сопровождающих
чтение, работу с текстом, его осмысление
и подведение итогов. Материал к уроку
в пособии дан избыточно, поэтому у
учителя всегда есть возможность выбора.
Во-вторых, мы предлагаем серию проверочных,
итоговых работ, которые могут иметь
проектный характер. Примерный ход
проекта, варианты заданий и способы
оценивания нами предложены. Наконец,
мы предлагаем планирование учебного
материала с указанием возможностей
формирования на уроках универсальных
учебных действий, ключевых понятий,
которые усваиваются на уроке. В Приложении
мы расположили дополнительные
художественные и публицистические
тексты, которые могут быть востребованы
как в классной, так и внеурочной работе.
Для нас кажется
необходимым сделать преподавание важным
проектным исследованием мало известной
стороны отечественной культуры, сохранить
пространство для рефлексии и полемики
учащихся. Мы уверены, что при соблюдении
этих важных условий предмет, которого
долго ожидали российские граждане,
принесет очевидную пользу.