Показать родителям
необходимость соблюдения правил гигиены
и выполнения режима дня школьника.
Убедить родителей
в необходимости формирования у ребенка
привычки выполнения режима дня.
Форма проведения:
семинар – практикум.
Подготовительная
работа к собранию:
Анкетирование
учащихся класса.
- В котором
часу ты встаешь утром?
- Тебя будят
родители или ты просыпаешься сам?
- Ты встаешь
охотно или с трудом?
- Какие
процедуры входят в твой утренний туалет?
- Делаешь
ли ты зарядку по утрам?
- Ты делаешь
её один или вместе с родителями?
- Как долго
ты делаешь уроки?
- Ты выполняешь
их сам или тебе помогают твои родители?
- Гуляешь
ли ты на улице перед тем, как начать
выполнять домашние задание?
- В котором
часу ты идешь спать?
2. Анкетирование
родителей учащихся класса.
Анкета для родителей.
- Считаете
ли вы необходимым условием успешности
учебной деятельности вашего ребенка
выполнения им режима дня?
- Ваш ребенок
встает сам или вы его будите?
- Он встает
охотно или с трудом?
- Как вы на
это реагируете?
- Занимаетесь
ли вы закаливание собственного ребенка?
- Делает ли
ваш ребенок зарядку?
- Являетесь
ли вы для него в этом примером?
- Позволяете
ли вы своему ребенку увлекаться
телевизором?
- Гуляет ли
ваш ребенок достаточное время на свежем
воздухе?
- Ваш ребенок
делает уроки сам или вы ему помогаете?
- Как долго
по времени делает уроки ваш ребенок?
- Какие
приемы вы используете для того, чтобы
ребенок чувствовал себя здоровым и
бодрым?
Примерный вариант режима дня
первоклассника
Время
Подъем
7.30
Зарядка, умывание, уборка постели
7.30 – 8.00
Завтрак
8.00 – 8.20
Дорога в школу
8.20 – 840
Занятия в школе
9.00 – 13.00
Прогулка на свежем воздухе
13.00 – 14.00
Обед, отдых, помощь по дому
14.30 – 16.00
Приготовление уроков
16.00 – 17.00
Свободное время
17.00 – 19.00
Ужин
19.00 – 19.30
Свободное время
19.30 – 20.30
Личная гигиена, подготовка ко сну
20.30 – 21.00
3. Разработка
памяток для родителей по созданию
условий ребенку для выполнения режима
дня.
Памятка
для родителей №1. Как сделать зарядку
любимой привычкой ребенка.
Папы
и Мамы! Помните!
Дефицит
двигательной активности ребенка –
первоклассника составляет 40% от принятой
нормы. Для компенсации потребности в
движении ребенок должен ежедневно
активно двигаться не менее 2 часов.
Для того,
чтобы зарядка стала для вашего ребенка
необходимой привычкой, вы должны
неукоснительно выполнять следующие
условия:
Приучать ребенка
своего ребенка к гимнастике с 2 – 3
лет.
Выполнять зарядку
ежедневно, несмотря ни на какие
обстоятельства. Их можно придумать
много и разных.
Превращать утреннюю
зарядку в праздник бодрости и поднятия
духа.
Включать веселую и
ритмичную музыку.
Открывать окна и
шторы для потока солнечного света и
свежего воздуха.
Выполнять зарядку
вместе со своим ребенком.
Выполнять зарядку
в течение 10 – 20 минут.
Включать в комплекс
зарядки не более 8 – 10 упражнений.
Подмечать и подчеркивать
достижения своего ребенка в выполнении
упражнений комплекса зарядки.
Менять упражнения,
если они наскучили ребенку и придумывать
вместе с ним новые упражнения.
Памятка
№2. Как проводить оздоровительные
минутки при выполнении домашних заданий
первоклассников.
Оздоровительная
минутка проводится через каждые 10 –
15 минут выполнения заданий.
Общая продолжительность
оздоровительных минутки не более 3
минут.
Если ребенок выполнял
перед этим письменное задание, необходимо
выполнять упражнения для рук: сжимание
и разжимание, потряхивание кистями и
т.д.
Очень полезны задания
с одновременной, эмоциональной нагрузкой
– для снятия напряжения. Они могут быть
такими:
А. «Моем
руки» - энергичное потирание ладошкой
о ладошку.
Б. «Моем
окна» - попеременное, активное
протирание воображаемого окна.
В. «Ловим
бабочку» - воображаемая бабочка
летает в комнате. Нужно ее поймать и
выпустить. При этом необходимо крепко
сжимать и разжимать ладошку, совершая
хватательные движения.
После длительного
сидения ребенку необходимо делать
потягивание, приседание, повороты
туловища в разные стороны.
Если ваш ребенок
двигательно малоактивен, не оставляйте
это без внимания. Таким детям необходим
ваш личный пример.
Позаботьтесь о том,
чтобы в вашем доме был элементарный
спортивный инвентарь: мяч, скалка,
обруч, гантели и т.д.
Если вы сами в этот
момент дома, делайте все упражнения
вместе с ребенком. Только тогда он
поймет их важность и необходимость!
Упражнения при
подготовке домашних заданий
Комплекс
упражнений по предупреждению зрительного
утомления во время выполнения домашних
заданий:
Исходное положение
– сидя, откинувшись на спинку стула,
сделать глубокий вдох, наклониться
вперед к столу и сделать выдох. Повторить
6-5 раз.
Исходное положение
– сидя, откинувшись на спинку стула,
прикрыть веки, крепко зажмурить глаза,
открыть глаза. Повторить 4 раза.
Исходное положение
– сидя, руки на пояс, повернуть голову
вправо, посмотреть на локоть правой
руки; повернуть голову влево, посмотреть
на локоть левой руки; вернуться в
исходное положение. Повторить 4 – 5
раз.
Исходное положение
– сидя, посмотреть прямо перед собой
2 – 3 секунды, поставить палец правой
руки по средней линии лица на расстоянии
15 – 20 см от глаз, перевести взгляд на
конец пальца и смотреть на него 3 – 5
секунд, затем опустить руку.
Исходное положение
– сидя, руки вперед, посмотреть на
кончики пальцев, поднять руки вверх
(вдох), проследить глазами за руками,
поднимая головы, руки опустить (выдох).
Повторить 5 – 6 раз.
«Рисование
картины». Наитии в комнате какой –
нибудь предмет и «нарисовать»
его глазами: обвести взглядом выбранный
предмет по контуру с внутренней и
внешней стороны.
Мини – сочинение
учащихся класса «Как я делаю уроки»
Вопросы
для обсуждения на родительском собрании.
- Здоровье
ребенка и школьные нагрузки.
- Особенности
рационально организованного режима
дня.
- Приемы
сохранения психического и физического
здоровья ребенка с помощью режима дня.
Ход
собрания
На плакате
– статистика по теме собрания. Классный
руководитель приводит цифры статистики,
тем самым подчеркивая актуальность
выбранной темы для собрания.
Статистика
актуальности темы.
Лишь 20 – 25%
первоклассников, переступающих ежегодно
школьный порог, остаются здоровыми
после первого года обучения в школе.
К концу первой
четверти худеют 30% учащихся-первоклассников.
15% первоклассников
жалуются на головные боли, усталость,
сонливость, отсутствие желание учиться.
Треть
учащихся-первоклассников имеют различные
нарушения осанки, которые усугубляются
в первый год обучения.
10% детей, поступающих
в первый класс, имеют нарушения зрения
различной тяжести
20% детей входят в
группу риска в связи со склонностью к
близорукости.
Лишь 24% первоклассников
выдерживают ночной норматив сна.
Ежедневно дети
недосыпают от 1,5 часов до получаса.
Вступительное
слово классного руководителя
Начало
обучения ребенка в школе – это, в первую
очередь, экзамен на зрелость той семьи,
в которой он растет и развивается. Если
семья не готова к пониманию важности
этого этапа в жизни ребенка, со временем
есть вероятность того, сто ребенок
войдет в одну из статистических групп,
приведенных на доске.
Отсутствия
у родителей понимания проблемы, незнание
своего ребенка, родительский эгоизм и
тщеславие, неумение и нежелание наладить
контакт со своим ребенком, поддержать
его в этот весьма непростой период жизни
может привести к стрессам и трагедиям
всего периода обучения в школе.
Одной из
причин, которые приводят к ухудшению
физического здоровья и эмоционального
состояния ребенка может быть несоблюдение
режима дня школьника. Некоторые родители
кране скептически относятся к самому
понятию «режим». А зря. Нельзя
понимать соблюдение режима ребенком
как некую догму.
Выполнение
режима дня позволяет ребенку сохранять
физическое равновесие, что дает
возможность соблюдения эмоционального
равновесия. А ведь мы, взрослые, прекрасно
знаем, что именно этот возраст
характеризуется эмоциональной
неустойчивостью, которая ведет к
хронической усталости и утомляемости.
Эти постоянные симптомы приводят к
снижению работоспособности ребенка.
Низкая работоспособность характеризуется:
- снижение количества правильных ответов
на уроке и дома после того, как ребенок
выучил материал урока;
- повышение количества ошибок наряду с
хорошо выученным правилом.
- рассеянностью и невнимательностью
ребенка, быстрой утомляемостью;
- изменения почерка ребенка в связи с
ухудшением регуляции физиологических
функций
Безусловно,
нельзя работать без утомления, но ведь
задача семьи состоит в том, чтобы
предупредить переутомление и способствовать
такой организации жизни ребенка, которая
позволит избежать влиянию утомления
на его здоровье. Как это организуют
родители нашего класса?
Анализ анкет детей
и родителей по проблеме собрания.
Анализ сочинений
учащихся «Как я делаю уроки»
Родительские
«НЕЛЬЗЯ» при соблюдении режима
дня.
Родители
делятся на группы и разрабатывают
запретительные законы для родителей
класса, которыми они должны руководствоваться
при организации выполнения ребенком
режима дня. Родители работают в группа
в течении 20 минут, затем каждая группа
выступает с докладом. На основе групповых
запретов составляется общий свод
родительских «НЕЛЬЗЯ», который
записывается в родительский дневник.
НЕЛЬЗЯ:
Будить ребенка в
последний момент перед уходом в школу,
объясняя это себе и другим большой
любовью к нему.
Кормить ребенка
перед школой и после нее сухой пищей,
бутербродами, объясняя это себе и
другим, что ребенку такая еда нравится.
Требовать от ребенка
только отличных и хороших результатов
в школе, если он к ним не готов;
Сразу после школьных
уроков выполнять домашние задания;
Лишать детей игр
на свежем воздухе из-за плохих отметок
в школе;
Заставлять ребенка
спать днем после уроков и лишать его
этого права;
Кричать на ребенка
вообще и во время выполнения домашних
заданий в частности;
Заставлять
многократно переписывать в тетрадь из
черновика;
Не делать
оздоровительных пауз во время выполнения
домашних заданий;
Ждать папу и маму,
чтобы начать выполнять уроки;
Сидеть у телевизора
и за компьютером более 40 – 45 минут в
день.
Смотреть перед
сном страшные фильмы и играть в шумные
игры;
Ругать ребенка
перед сном;
Не проявлять
двигательную активность в свободное
от уроков время;
Разговаривать с
ребенком о его школьных проблемах зло
и назидательно;
Не прощать ошибки
и неудачи ребенка.
Знакомство родителей
с рекомендуемым режимом дня школьника.
Анализ памяток,
предложенных родителям, по проблеме
выполнения школьником режима дня.
Беседа с родителями
отдельных учащихся, приглашение их
на индивидуальную консультацию по
проблеме.