ЧТО: Экологическая образовательно-оздоровительная смена для детей. ГДЕ: Школьный лагерь «Солнышко», МОУ НОШ №17, г. Пятигорска. КОГДА: с 3 июня по 27 июня 2008г.
Обобщение
опыта работы учителя
начальных классов Куликовой
Елены Юрьевны по
теме: «Использование ИКТ в начальных
классах»
В
современных условиях развития общества
происходят очевидные изменения,
связанные с изменением роли информации
в обществе и всех сферах человеческой
деятельности. Информационно-коммуникационные
технологии выступают ведущим инструментом
информационной деятельности человека
в условиях информационного общества.
Образование, находясь в тесной
взаимосвязи с обществом, не может
оставаться неизменным в сложившейся
ситуации. Не следует отвергать
зарекомендовавшие себя на протяжении
нескольких столетий методы и средства
обучения, но очевидна необходимость
внедрения, наряду с традиционными
методами новых, отвечающих требованиям
времени. Современное образование должно
обеспечить интенсификацию процесса
обучения, реализацию развивающего
обучения, переход от механического
усвоения знаний, уточнение содержания
обучения, совершенствование форм и
методов организации и управления
процесса обучения, тем самым, обеспечивая
уровень подготовки сегодняшних
школьников, будущих специалистов и их
готовность к гармоничному существованию
в обществе. Именно с развитием
информационных образовательных
технологий связываются описанные выше
изменения в образовании.
Потребность эффективного
использования информационно-коммуникационных
технологий в образовательном процессе
определяет новые задачи перед
профессиональным педагогическим
образованием. ИКТ выступают неотъемлемым
компонентом профессиональной подготовки
современного учителя, в том числе,
учителя начальных классов.
Я работаю учителем двенадцать
лет. Мне всегда было интересно заниматься
чем-то новым и увлекательным, делать
свои уроки насыщенными, продуктивными,
современными. Ведь задача учителя
состоит в том, чтобы заинтересовать
детей своим предметом, привлечь внимание
учеников, чтобы они захотели получать
предложенные им знания и учились
добывать их сами. Поиск эффективных
методик привел меня к новым компьютерным
технологиям, которые эффективно
применяются при организации творческой
познавательной деятельности учащихся
в процессе изучения различных школьных
дисциплин. Современные информационные
технологии открывают моим учащимся
доступ к нетрадиционным источникам
информации, позволяют реализовать
принципиально новые формы и методы
обучения.
Одним из предметов,
требующих дополнительные средства
обучения, является урок окружающего
мира. Не секрет, что уроки окружающего
мира требуют наглядности для лучшего
усвоения материала. Здесь на помощь
приходит компьютер с его неограниченными
возможностями. Использование наглядности
иллюстрирует авторский текст, помогает
увидеть своими глазами необыкновенные
растения и животных, отправиться в
увлекательные путешествия.
В 2006-2007 учебном году я начала
проводить уроки окружающего мира с
компьютерным сопровождением. Накапливая
опыт в составлении и реализации таких
уроков, я пришла к выводу, что необходима
система уроков. Уроки, составленные в
виде презентаций в Power Point, для учителя
являются опорой для объяснения нового
материала в сопровождении иллюстраций
и видеосюжетов. Сначала я приобрела
Детскую медиаэнциклопедию Кирилла и
Мефодия. Но на уроке необходимо переходить
от одного материала к другому, а
жонглирование дисками отнимает
драгоценное время. Я пришла к выводу,
что нужно заранее готовить тематические
презентации к урокам, которые будут
представлять собой электронное
сопровождение к параграфам учебника
А.А.Плешакова «Мир вокруг нас». Слайды,
выведенные на большой экран,– прекрасный
наглядный материал, который не только
оживляет урок, но и формирует вкус,
развивает творческие и интеллектуальные
качества личности ребенка. Творческий
учитель, имеющий навыки работы на
компьютере, может подготовить богатейший
материал к уроку. Использование анимации
в слайдах позволяет педагогу дать
учащимся более яркое представление об
услышанном на уроке. Дети с удовольствием
погружаются в материал урока, рассказывают
дома об увиденном на экране, да и к
природе начинают относиться более
внимательно и бережно. Ребята активно
помогают мне в поиске информации, учатся
создавать свои презентации и с гордостью
демонстрируют их одноклассникам. Это
очень увлекательная работа, но она
отнимает массу времени. Во-первых, нужно
найти необходимый иллюстративный
материал. В поисках информации выручают
мультимедийные энциклопедии Кирилла
и Мефодия: «Большая энциклопедия»,
«Детская энциклопедия», «Энциклопедия
животных», «Энциклопедия здоровья» и
др. В этих дисках я использую не только
иллюстрации, видеосюжеты, а также
тексты, которые уже адаптированы для
детского восприятия. В результате я
собрала коллекцию уроков-презентаций
для уроков природоведения
(1- 4 класс). Возможен показ документальных
фильмов по теме урока. Для более
подготовленных учащихся я готовлю
тестовые задания при помощи программы
«Конструктор тестов».
Применяя ИКТ на
своих уроках, я пришла к выводу, что
необходимо учитывать следующие факторы:.
• Методическая цель урока и
определяемый ею тип урока (объяснение
нового материала, закрепление, обобщение
пройденной темы, промежуточный контроль
и т.п.). • Численность учебной группы
(класса) и численность компьютеров в
учебном кабинете. • Гигиенические
требования к работе учащихся за
компьютером. Количество уроков с
применением ТСО (компьютера) в неделю
не должно превышать 6 - сюда относятся
также уроки с использованием телепередач,
кинофильмов и т.п. • Уровень подготовки
класса. Важно учесть, является класс
однородным или разноуровневым. Если
класс не однороден по способности к
усвоению материала, то обычно выделяют
три подгруппы учащихся. Условно -
сильные, средние и слабые. При подготовке
урока нужно отдельно продумать учебные
задачи для учащихся каждой из подгрупп. •
Готовность учащихся к новому виду
учебной деятельности.
От того, насколько
ученики хорошо знают приемы работы с
компьютерными программами с мышью и
клавиатурой, зависит темп и, в конечном
счете, успех урока. Для слабо подготовленных
детей необходимо больше внимания
уделять технологии работы с программой.
Грамотные учащиеся способны быстро
ориентироваться в программе и операционной
среде. В этом случае задача учителя
сильно облегчается. Однако в этом случае
следует особо обратить внимание учащихся
на дисциплину работы с компьютером на
уроке, таким образом, дидактические
возможности современных ИКТ позволяют
интегрировать их в существующие формы
обучения, как например:
При проведении
комбинированных уроков и уроков изучения
нового материала я использую проектор,
CD-диски, обучающие программы,
демонстрационные программы, Internet,
моделирующие программы. На уроках
закрепления знаний, совершенствования,
обобщения и систематизации умений и
навыков я использую обучающе-контролирующие
программы, моделирующие системы На
уроках контроля и коррекции знаний,
умений и навыков применяю программы с
тестовыми системами.
Мой класс неоднороден
по подготовке, технологически готов
плохо. Количество учащихся значительно
превышает количество компьютеров в
кабинете. Применение компьютера дает
возможность дифференцировать задания
не только по уровню сложности, но и по
цели урока. Главным, по-прежнему, остается
вопрос организации урока и дисциплины
работы с программой. Класс разбит
на 3 группы. Каждой из групп подготовлено
задание, рассчитанное на 10-12 минут
самостоятельной работы с компьютером.
Как обеспечить в такой ситуации
равномерную загруженность учащихся,
избежать суеты и неразберихи? До урока
каждый из учащихся узнаёт место работы
на уроке и последовательность работы.
Задание учащегося
сильной подгруппы строится по схеме: 1.
Постановка цели урока - 2 минуты. 2.
Работа за компьютером - 10-12 минут. 3.
Работа с учебником - 10-12 минут. 4. Решение
задач - 10 - 20 минут. 5. Подведение итогов
урока, домашнее задание - 4-5 минут. Задание
учащегося средней подгруппы строится
по схеме: 1. Постановка цели урока - 2
минуты. 2. Работа с учебником - 10-12
минут. 3. Работа с компьютером - 10-12
минут. 4. Решение задач - 10 - 20 минут. 5.
Подведение итогов урока, домашнее
задание - 4-5 минут. Для слабой подгруппы
схема задания может выглядеть так: 1.
Постановка цели урока - 2 минуты. 2.
Работа с учителем - 10-12 минут. 3. Работа
с учебником и тетрадью - 10-12 минут. 4.
Работа с компьютером - 10 - 20 минут. 5.
Подведение итогов урока, домашнее
задание - 4-5 минут. Таким образом, урок
разбит на пять этапов. 2 этап начинается
для всех одновременно. А вот смена
этапов для каждого учащегося индивидуальна.
Учащиеся второй и третьей подгрупп
знают очередность своей работы за
компьютером с данным номером. Как только
учащийся первой подгруппы освободил
компьютер, за него сразу садится учащийся
второй подгруппы, а потом - третьей.
Сильные учащиеся освобождают рабочее
место, как правило, быстро. Учителю
придется проследить за тем, чтобы
учащиеся второй группы не занимали
компьютер слишком долго. Зато слабые
учащиеся в результате получают больше
всего времени для работы с программой.
Такая схема построения урока хорошо
оправдывает себя. На таком уроке учитель
выступает в качестве помощника и
консультанта. С другой стороны,
интересно звучит на уроке использование
мультимедийного проектора, когда
компьютер позволяет учителю расширить
возможности обычного урока, использовать
звук и анимацию, быстрые ссылки на ранее
изученный материал.С помощью
мультимедийного проекта демонстрирую
слайды, созданные в программе Microsoft
Power Point.
Использование
данной технологии позволяет:
1.Значительно
сэкономить время на уроке. 2.
Продемонстрировать ученикам аккуратные,
четкие образцы оформления решений. 3.
Повысить уровень наглядности в ходе
обучения. 4. Внести элементы
занимательности, оживить учебный
процесс Преимущество уроков с
использованием ИКТ перед другими
формами уроков состоит в том, что ученик
сам определяет темп своей познавательной
деятельности. Это следует из того, что
учащийся управляет работой программы
за компьютером. Следовательно, на таких
уроках у нас есть идеальная возможность
осуществить разноуровневый подход к
обучению, даже индивидуальное обучение
каждого учащегося. Это достигается
делением класса на подгруппы, подготовкой
различных модульных заданий для каждой
подгруппы.
Компьютерная
программа предоставляет достаточно
дидактики и для слабого учащегося, и
для мотивированного ученика. Мы
предполагаем, что наилучший результат
работа с компьютерной программой
приносит именно этим двум крайним
категориям учащихся. Слабые учащиеся,
работая с программой, успевают сделать
немного, но получают удовлетворение
от учебного труда, решив две-три задачи,
разобрав теорему с помощью анимации и
дикторского голоса. Сильный ученик
получает возможность, не дожидаясь
товарищей, проявить инициативу и
углубиться в поисковую работу, так
например, на уроках русского языка во
время проведения орфографической
минутки, я использую презентации,
тренажеры со словарными словами,
зрительные словарные диктанты; на
уроках развития речи в 4 классе в начале
учебного года по теме «Повторение
пройденного в 3 классе» использовала
презентацию по теме «Осень». С целью
подготовки детей к написанию мини-сочинения
сначала были выбраны словарные слова,
потом составлены словосочетания и
предложения, которые в последствии
переросли в текст об осени.
На уроках русского языка в
1 - 4 классах я использую сюжетные
картинки для уроков развития речи. В
качестве тренажёра для отработки ЗУН
я использую программы «Фраза», «Семейный
наставник». Для более подготовленных
учащихся я готовлю тестовые задания
при помощи программы «Конструктор
тестов».
Качество обучения
– это то, для чего мы работаем.
С помощью
компьютерных технологий можно решить
следующие задачи:
усиление интенсивности
урока
повышение мотивации
учащихся
мониторинг их
достижений
Для решения этих
задач я использую следующие направления:
создание флеш-анимаций
подготовка
индивидуальных карточек
Я учу
детей по учебнику «Математика»
образовательной системы «Школа России».
В нем много интересных иллюстраций,
помогающих привлечь внимание детей к
наиболее важным моментам изучения
каждой темы. На уроках предлагается
широко использовать наглядный материал.
Я решила подготовить наглядный материал
на компьютере и дать возможность
персонажам учебника двигаться с помощью
мышки, чтобы помочь детям лучше понять
изучаемый материал. Рисунки учебника
были отсканированы, оживлены с помощью
технологии Macromedia Flash. Я в данной работе
продумала методику проведения урока,
определила основные действия компьютера
и учеников. На одном из следующих уроков
математики ребята еще раз выполнили
задание из пройденной темы, но теперь
наглядный материал демонстрировался
на экране телевизора с помощью компьютера.
Здесь, как и раньше персонажи сначала
идут в школу в одном порядке, который
отображается моделями числа, а
возвращаются в другом порядке. Фигурки
с персонажами свободно перемещаются
по желанию учителя и ученика. Ребята
подобрали еще несколько возможных
вариантов построения детей. «Ожившие»
картинки помогли ребятам класса лучше
усвоить новый материал и повысили их
интерес к предмету.
Основные
этапы по созданию флэш-анимации включают
в себя:
*
выбор тем и иллюстраций для анимации;
*
определение педагогических методик
их использования;
*
создание флэш-анимаций;
* проведение
урока;
* включение
наработок в общую педагогическую
копилку
Но подготовка
таких флэш-роликов довольно трудное
дело. Мне в этом большую помощь оказывает
муж. Было бы здорово, если бы вместе с
учебником уже предлагался набор
соответствующих электронных ресурсов.
Пока же приходится их делать самостоятельно,
используя внутренние резервы. Поэтому
я старалась выбирать наиболее важные
темы, где компьютерная демонстрация
наиболее полезна. Были подготовлены
флэш-анимации еще для нескольких уроков.
На них ребята знакомятся с понятиями
один и много, учатся писать цифру "1",
Всем известно,
как дети любят смотреть мультфильмы,
а когда они получают возможность
управлять действиями персонажей из
своего учебника, они счастливы. При
этом самостоятельные действия с героями
и моделями на экране реализуют элементы
деятельностного подхода. Одна из главных
задач образования - это развитие
творческих способностей ребенка. В
математике это достигается решением
необычных задач. Для этого детям
предлагаются задачи на сообразительность,
задачи-шутки, числовые головоломки,
лабиринты, ребусы. Я стараюсь использовать
нестандартные и занимательные задачи
на каждом уроке. Ребята с увлечением
решают такие задачи и очень хотят
продемонстрировать свои достижения
всему классу, проверить их правильность,
сравнить свои решения с другими. Анимация
этих заданий и демонстрация на экране
позволяет
это сделать. На слайде показан процесс
демонстрации ответов к занимательным
задачам, которые дети нашли самостоятельно.
Использование
компьютера, повышает мотивацию ребят,
а также обеспечивает лучшее восприятие
материала, в данном случае, - решения
занимательных задач. Это помогает
воспитывать интерес детей к математике,
способствует развитию математических
способностей, таким образом, применение
флэш-анимаций на уроках усиливает
мотивацию школьников при изучении
учебного материала, повышает интенсивность
урока, способствует лучшему усвоению
материала за счет наглядности его
представления. Работа на экране
позволяет вовлечь весь класс в процесс
получения знаний, одновременно исключая
вред здоровью детей от мониторов. Важное
значение для изучения операций над
числами имеет усвоение табличных
случаев умножения. Знание таблицы
умножения создает основу для всего
дальнейшего изучения курса математики.
Чтобы обеспечить прочное овладение ею
необходимо практически на каждом уроке
организовать работу тренировочного
характера и использовать средства
обратной связи. Это
означает, что для каждого ученика нужно
постоянно оценивать уровень знаний,
фиксировать этот уровень и на основе
его анализа предлагать задания для
последующей работы. Объем информации,
которую необходимо учитывать для всех
учеников в классе, очень велик. Поэтому
без компьютера провести эту работу
невозможно. В то же время усадить всех
школьников за компьютеры тоже нельзя
из-за ограничения времени работы детей
за монитором. Единственным выходом
является: готовить задания на компьютере,
но раздавать их на бумаге, в виде
карточек. Затем результаты работы
учеников следует вводить в компьютер,
который определяет, какие задания
давать школьникам в следующий раз.
Итак, использование компьютера в
указанных направлениях оказывается
успешным. Работа по ним доставляет
удовольствие не только ученикам, но и
мне.
На уроках математики
в 1 – 4 классах в качестве тренажёра для
отработки ЗУН я использую программу
«Отработка арифметических способностей».
Для более подготовленных учащихся я
готовлю тестовые задания при помощи
программы «Конструктор тестов».
На уроках чтения я
использую справочные материалы, т. е.
Энциклопедий. Часть презентаций можно
предложить подготовить самим учащимся,
составление рассказов и выборочное
чтение, использование отрывков из
фильмов с заданием (например: найдите
сходство и различия между текстом и
постановкой (фильмом), выборочное чтение
к эпизоду фильма и т. д.
Я использую
комбинированные игры на интегрированных
уроках повторения и закрепления ЗУН.
На родительских собраниях я
рекомендовала родителям контролировать
время и игры, в которые дети играют, и
предложить учащимся обучающие и
развивающие игры, например:«Обучение
с приключением», «Приключения
на планете чисел 2», «Приключение в
городе математиков», «Математика.
Начальная школа 3 класс», «Информатикус»,
«Трое из Простоквашино. Математика с
Дядей Фёдором.», «Школьное приключение.
Замок Знаний Али-Бабы. 1 класс.», «Школьное
приключение. Остров сокровищ и знаний.
2 класс», «Школьное приключение. Форсаж
без учебников. 3 класс», «Школьное
приключение. Космические битвы грамотеев.
4 класс», «Фраза», «Искатель фантазер»,
« Антошка – невероятное сафари»,
«Семейный тренажёр», «Семейный
наставник», «Магия знаний. Приключения
Лого в долине Русского языка», «Приключения
юного натуралиста Плюма», «Юный
математик. 3-4 класс», «Весёлая математика»,
«Волшебник Изумрудного города. Математика
с Элли» и многие другие.
Вот мнение
учащихся об использовании ИКТ на моих
уроках.
Результаты
проведения уроков с ИКТ превысили мои
ожидания. Успеваемость по предметам
повысилась. И дело
даже не в оценках. Ребята бегут бегом
на такие уроки, потому что знают, что
обязательно будет что-то интересное,
и стараются радовать меня своими
знаниями.
Своим опытом работы
я поделилась с педагогами школы на
педагогическом совете.